Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки



Андреев Г. Женщины – святые Руси

http://www.rusedina.org/ 

К их образам мы с благоговением ставим свечи


В мартовские дни, когда наши мужчины, по традиции, доставшейся нам от советских времен, несут цветы своим любимым, самое время вспомнить о тех женщинах, чьи имена окружены ореолом святости, чьи прекрасные лики взирают на нас с православных икон. Это женщины, к которым мы обращаемся в скорбях и нуждах. К их образам мы с благоговением ставим свечи. Русская Православная Церковь почитает более пятидесяти наших соотечественниц, чьи имена мы произносим с приставкой "Святая". Что же ценилось на Руси в женщинах выше всего?

Как правило, ореолом святости окружались в нашем народе не лучезарные и прекрасные дамы, а матери, жены, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа. Начиная с XVII века, к ним прибавились еще блаженные и юродивые.

Первой в Царствие Небесное вошла от Православной Руси княгиня Ольга – мудрая и властная правительница, которая известна также как первая христианка. Около 944 года (по другой летописи, в 955-957 годах) она побывала в Константинополе, где приняла христианство. В Софии Киевской сохранилась фреска с изображением княгини Ольги, представшей во всей красе и величие перед Византийским императором, а в Новгородской церкви Спаса на Нередице есть изображение Ольги с ее внуком Владимиром Святым, крестителем Руси.

На фреске Софии Киевской сохранилось и изображение другой древнерусской святой – жены Ярослава Мудрого и дочери шведского короля Олафа Анны, где она предстает в сопровождении мужа, сыновей и дочерей. В Новгороде правил ее сын Владимир Ярославич, заложивший там и местную Софию, которая стала местом упокоения святой княгини. Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен: это были жены Константина Муромского, Ярослава Владимирского, Дмитрия Заозерского и многих других.

Канонизации удостаивались также матери, сестры и дочери православных святых. Мать Сергия Радонежского Мария, мать князя-мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, дочь Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верковского Параскева.

В пантеоне православных святых известно имя Евфросиния. Евфросиния, княжна Полоцкая, жила в XII веке и вела праведный образ жизни при монастыре, занимаясь просветительством и переписыванием духовных книг. Она основала Спасо-Евфимиев монастырь, где возвела Спасский собор, сохранившийся до наших дней. Ее тезка, дочь убитого в Орде князя Михаила Черниговского, Евфросиния Суздальская, потеряв отца и жениха, постриглась в монахини и прославилась подвигами благочестия. Именем Евфросиния в иночестве была наречена и жена Дмитрия Донского княгиня Евдокия Дмитриевна. Она возвела в Кремле храм Рождества Богородицы (в память о Куликовской битве) и основала женский монастырь, где построила церковь Вознесения.

История праведной жизни и верности своему супружескому долгу супружеской четы муромских князей Петра и Февронии вдохновила известного публициста XVI века Ермолая Еразма написать "Повесть о Петре и Февронии Муромских", которых церковные соборы 1547-1549 годов причислили к лику святых.

Канонизированы были и русские православные мученицы, среди которых можно назвать сгоревших заживо в церкви при взятии города Владимира татарами в 1238 году Владимирскую княгиню Агафию, ее дочь Феодору и ее снох Марию и Христину. Подобной же чести за мученическую смерть были удостоены и 35 монахинь монастыря в Угличе, убитых в 1609 году интервентами Речи Посполитои.

Благочестивая княгиня Анна Кашинская пережила страшную трагедию: она потеряла в Орде любимого мужа князя Михаила Ярославича Тверского, двух сыновей Дмитрия и Александра, внука Федора, после чего постриглась в монахини и переехала в Кашин к младшему сыну. Место ее погребения в Успенском соборе было забыто вплоть до 1611 года, когда она явилась в видении благочестивому иноку Герасиму. После этого явления начались чудеса от ее мощей. Сам царь Алексей Михайлович с семьей прибыл в Кашин, чтобы принять участие в перенесении мощей святой Анны из ветхого Успенского в новый Воскресенский собор, а царица с царевнами собственноручно вышили покров на ее гроб.

Однако в 1677 году патриарх Иоаким отменил почитание Анны Кашинской как основанное на недостоверных источниках, после чего святая была признана символом раскольников, так как, по преданию, она лежала в гробу с двумя скрещенными перстами. Жители Кашина берегли списки жития своей святой и ее иконы, с ее именем связывали спасение города от эпидемий чумы и холеры, но лишь в 1909 году Синод восстановил ее имя в пантеоне.

Известный русский историк В.О. Ключевский в неурожайном 1891 году прочитал публичную лекцию "Добрые люди Древней Руси" в пользу голодающих. В основу лекции он положил жизнеописание святой Ульянии или Юлиании, изложенное в книге ее сына, губного старосты города Мурома Каллистрата Осоргина "Повесть об Ульянии Осорьиной" ("Житие Юлиании Лазаревской"). Любопытно, что Юлиания не была монахиней. Более того, до замужества она даже не посещала церкви, но с самого детства слыла заботливым и сердобольным человеком и чем могла, помогала больным, немощным и сиротам, раздавала деньги, заработанные рукоделием. К церкви она приобщилась, – через священника села Лазаревского, где находилось имение ее мужа. При царе Борисе Годунове в 1601-1603 годы на Руси был страшный голод. К тому времени Юлиания была уже вдовой. Она распродала все свое имущество, отпустила слуг и на все деньги накупила хлеба, чтобы раздать его голодающим.

В XIX веке православные традиции святого подвижничества поддержала жительница светского Петербурга блаженная Ксения. Ее признали святой даже современники, но канонизирована Ксения Петербургская была лишь в конце прошлого века, на Соборах 1988, 1992 годов.

Из московских святых нового времени, пожалуй самую большую известность снискала блаженная Матрона, или Матрена Дмитриевна Никонова (1885-1952). Слепая от рождения, простая крестьянка Матрона, в мрачное время гонений на церковь сумела для многих бедных людей стать духовной наставницей. Она принимала посетителей с их бедами и болезнями, по сорок человек в день, чтоб потом в ночной тиши отмаливать у Всевышнего их грехи.

В Неделю жен-мироносиц, 4 мая 1952 года блаженная Матрона была похоронена в Москве на Даниловском кладбище. А 8 марта 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были обретены ее честные останки, которые 1 мая были перевезены в Покровский женский монастырь. В настоящее время Комиссией Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых рассматриваются свидетельства о чудотворных деяниях блаженной Матроны Московской.







Наверх