Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки



Малик Абдулов. Умеренность и поэтапность в Исламе

 

Умеренность, а не чрезмерность


«Поистине, Аллах желает легкостидля вас и не желает для вас тяжести» Аль-Бакара; 185

Очень часто человек, принявший ислам, начинает уделять все свое время поклонению, считая, что это - есть наиболее угодный Аллаху образ жизни. Однако, в действительности, ислам порицает подобный однобокий подход к божественной религии.

Ислам – это форма существования, включающая все стороны общественной и личной активности, за которые человек будет нести ответственность перед Аллахом в такой же степени, как за молитву или пост.

Причина в том, что эта религия не ставит узкую цель - создать общину богомольцев, а ориентируется на построение цельного исламского общества, призванного превосходить все другие, в первую очередь, по уровню религиозности и морали, во вторую – по развитию в области общественных отношений, науки, техники и в других сферах. Для осуществления этих задач исламская личность должна быть всесторонне развитой.

Между тем, акцентирование внимания только на поклонении не оставляет человеку возможности выполнять другие обязанности и развиваться в различных направлениях. Часто человек, проявляющий чрезмерность в молитвах и постах, начинает пренебрегать ответственностью за членов своей семьи, нарушая права близких и родственников, что является в исламе большим грехом.

Такие ошибки в понимании ислама имели место даже среди некоторых сподвижников пророка, мир ему, однако они вовремя исправлялись. Так, жена одного из сподвижников Абу Дарды пожаловалась его другу Сальману Фариси на то, что ее муж не уделяет времени своей семье, непрерывно занимаясь поклонением. Навестив Абу Дарду, и убедившись в правдивости слов его жены, Сальман обратился к своему другу:

«Поистине, у Господа твоего есть права на тебя, и сам ты имеешь права на себя, и у жены твоей есть права на тебя, так соблюдай же права каждого из тех, кто имеет право на что-либо!» Бухари

При определении своего поведения, человек, как правило, опирается на то понимание богобоязненности, которое есть в его сознании, однако оно не всегда верно, поэтому необходимо руководствоваться примером пророка (мир ему). Образ жизни пророка (мир ему) показывает, что богобоязненность должна проявляться во всесторонней развитости мусульманина, а не ограничиваться просто умением отказаться от дозволенных благ.

От Анаса передается, что три араба, пришли к Пророку (мир ему), чтобы узнать о форме его поклонения. Но не найдя его дома, стали расспрашивать его жену Аишу о том, как поклоняется Пророк. Оценив поклонение пророка (мир ему), как «умеренное», они сказали: «Но мы не можем сравниться с пророком (мир ему), ведь ему прощены все прошлые и будущие грехи». Каждый из них так описал свое богослужение. Один из них сказал: «Что касается меня, то я всю ночь провожу в молитвах», другой: «Я же пощусь, не разговляясь», и третий: «А я отстраняюсь от женщин и никогда не женюсь». Узнав об этом, пророк (мир ему) сказал им: «Поистине, я больше всех вас страшусь и боюсь Аллаха, однако, я пощусь и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. Кто же не желает моего образа жизни, тот не со мной». Бухари и Муслим

Отрешение от всего мирского в пользу поклонения наносит ущерб не только самой личности, но и исламскому призыву. Человек, полностью изолировавшийся от общества, перестает чувствовать мир, в котором он живет, престает понимать процессы, которые в нем происходят. Вследствие этого, в своем призыве он уже не может учитывать те или иные человеческие законы и особенности.

«О, те кто уверовали, не запрещайте блага, которые дозволил вам Аллах, и не совершайте насилие – поистине, Аллах не любит насилие. Ешьте из тех разрешенных благ, которыми наделил вас Аллах и бойтесь Аллаха, в которого вы верите» Аль-Маида; 87,88

В одном из хадисов, приводимых Тирмизи, пророк, мир ему, прямо запрещает проявления чрезмерности в религии:

«Остерегайтесь чрезмерности в религии, ибо ваши предшественники погибли от чрезмерности в религии» Ат-Тирмизи

Одним из проявлений чрезмерности в религии, распространенным в наши дни, является щепетильность. Она проявляется в том, что человек начинает выискивать для себя трудности, обременять и осложнять свое поклонение. Пророк, мир ему предвидел эту проблему и заранее предупреждал мусульман. Когда пророк, мир ему, прибыл в Муздалифа во время прощального паломничества, он попросил Ибн Аббаса дать ему камешки, чтобы кидать их в долине Мина. Ибн Аббас рассказывает: «Я подобрал для него камешки для бросания (небольшого размера) и когда он положил их на свою руку, он сказал: «Хороши подобные этим и остерегайтесь чрезмерности в религии» (т. е. не надо быть щепетильным и считать, что бросание больших камней лучше).

Чрезмерность может проявляться в пренебрежении разрешенного Всевышним Аллахом, в то время, как хадис говорит о нежелательности такого поведения. «Поистине, Аллах любит когда пользуются Его разрешениями также как не любит, когда Его ослушаются».

Ярким свидетельством того, что ислам призывает к гармонии между мирским и религиозным служит мольба, с которой пророк, мир ему обращался к Аллаху:

«О Аллах, улучши мою религию, которая является защитой моего дела, улучши мою мирскую жизнь, в которой мое проживание и сделай благой мою последнюю жизнь, к которой мое возвращение» Муслим

В Коране также приводится мольба праведников, обращенная к Всевышнему Аллаху:

«О господь наш, даруй нам благо в этом мире, и даруй нам благо в мире том и убереги нас от огня Ада»

Поэтапность, а не спонтанность


«Истинно, религия – легкость, и тот, кто будет чрезмерным в религии, проиграет. Так выпрямляйтесь, приближайтесь и радуйтесь!» Бухари

Ислам учит, что продвижение по пути религии должно быть естественным и постепенным. Поэтапность религиозного развития ярко проявлялась в самом пророчестве Мухаммада, мир ему. К примеру обязанность совершения пятикратной молитвы была возложена лишь на 12 год пророчества, соблюдение поста – на 15 год. Запреты также устанавливались постепенно. Так, запрет на употребление спиртного был введен на 16 год пророчества, причем в три последовательных этапа. Причину такой поэтапности точно обозначает в одном из своих высказываний жена пророка, мир ему, Айша:

«Поистине, первым, что было низведено из Корана – это суры, в которых упоминалось о Рае и Аде, пока люди не пришли в Ислам, а затем снизошло разрешение и запрещение, а если бы первым снизошло: «Не пейте вино, не прелюбодействуйте», - то они бы сказали: «Мы никогда не откажемся от вина и прелюбодеяния» Бухари

Условием успешного развития должно служить сопровождение поступков чувствами. Аллах не ниспосылал запреты, пока в людях не утвердились чувства любви к религии и Своему Создателю. Коран во многих местах подтверждает, что именно чувства являются источником деятельности мусульманина:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, тогда полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи»

«Тогда придет Аллах с народом, которых Он любит и они любят его, смиренные перед верующими, суровые с неверными, сражаются на пути Аллаха и не боятся упрека порицающего»

Постепенность – это единственный путь к достижению успеха. Этому учит нас сам Всевышний Аллах, когда создает Вселенную в шесть последовательных этапов, создает человека в утробе матери через сменяющие друг друга стадии. Аллах в силах создать все в один миг, однако, Он обучает нас законам, которые действуют на этой земле. Соблюдение этих законов – одно из важных условий успеха.

Резкое углубление в религию приводит к тому, что человек начинает соблюдать ее неосознанно, не понимая степени важности той или иной нормы и ее соотношение с другими положениями в исламе. Такой мусульманин будет пытаться совершить действия фактически, не вникая в их смысл.

Кроме того, возложение на себя большого количества обязательств, при их невыполнении, может привести к тормозу в развитии. Представьте себе спортсмена, который, собираясь достичь определенных результатов, начинает тренироваться с нереальных для себя нагрузок.

Во-первых, он может физически надорваться и потерять возможность тренироваться. Во-вторых, в нем может ослабнуть дух победы. К примеру, он наметил себе каждую тренировку отжиматься по 150 раз, но не может этого сделать, решил подтягиваться по 70 раз, а не может сделать и половины, дал себе обещание бегать каждый день по несколько километров, а встает от силы раз в неделю. Такая практика неудавшихся планов приведет, в конце концов, к привычке не добиваться поставленной цели, что станет для него большим препятствием на пути к успеху. Для успешного развития, мусульманин должен уметь объективно оценивать свои способности, ставить реальные цели и обязательно их добиваться.

«Берите на себя лишь те деяния, которые вы в состоянии выполнять, ибо не надоест Аллаху, пока не надоест вам… Самые любимые дела перед Аллахом – это самые продолжительные, даже если в малом количестве» Бухари и Муслим

Однако, при сохранении постепенности в действиях мусульманин должен помнить о твердости и однозначности целей, чтобы под видом отсутствия чрезмерности и постепенности шайтан не пронес в сердце мусульманина равнодушие и лень.



Признаки чрезмерности:

- отказываться от дозволенного;

- не понимать смысла поклонения;

- проявлять щепетильность в религии;

- не чувствовать запретность запрещенного, не осознавать смысла запретов;

- перестать чувствовать общество, неспособность установить необходимый контакт с людьми;

- оказывать давление на других, принуждать их совершать также много, как и он;

- нарушать права своей семьи и родственников;

- не развиваться в работе, учебе, не улучшать свой нрав.



Развитие и совершенствование на пути к Аллаху должно проходить единым флангом по следующим направлениям:

- поклонение (постепенное введение посильного объема дополнительного служения);

- чувства (любовь к Аллаху, исламу, пророку, Корану, к ахирату…);

- знания (религиозные и общие)

- нрав, коммуникативность, поддержка родственных отношений, развитие собственной личности;

- развитие способностей (профессиональных и любых других, полезных в жизни).

yaseen.ru







Наверх