Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки



Кольцов В. История экономики России: Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5
Методические указания по изучению дисциплины 5
1. Экономическое развитие России в период доиндустриальной (феодальной) хозяйственной системы 8
1.1. Формирование основных элементов феодальной хозяйственной системы в Киевском государстве (IX-XII вв.) 8
1.2. Экономика российских регионов в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) 9
1.3. Экономическое развитие Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.)
10

2. Экономическое развитие России в прединдустриальный (предрыночный) период 12
2.1. Формирование первичных элементов рыночной системы хозяйствования в экономике феодальной России в XVII вв. 12
2.2. Система экономических реформ Петра I: необходимость, структура, общая оценка 14
2.3. Отмена крепостного права в России
16

3. Экономическое развитие России в период формирования ин-дустриальной (модель свободного рынка) хозяйственной системы 18
3.1. Перестройка сельского хозяйства России на рыночных основаниях в пореформенный период 18
3.2. Индустриальная перестройка российской промышленности в пореформенный период
20

4. Экономическое развитие России в период монополистической модели рыночной хозяйственной системы 22
4.1. Переход рыночной системы хозяйства в монополистическую стадию развития. Особенности империализма в России 22
4.2. Столыпинская аграрная реформа: причины, структура, результаты 24
4.3. Экономическое развитие России в период 1913-1917 годов
26

5. Экономическое развитие Советской России в переходный период от рыночной системы к плановой хозяйственной модели 28
5.1. Формирование основных элементов социалистической хозяйственной системы в Советской России (конец 1917-1918 гг.) 28
5.2. Военно-коммунистическая модель советской плановой хозяйственной системы 29
5.3. Нэповская модель советской плановой хозяйственной системы
30

6. Экономическое развитие Советской России в период фор-мирования административно-командной хозяйственной системы 33
6.1. Советская индустриализация: необходимость, анализ основных индустриальных программ 33
6.2. Плановая модель и фактические хозяйственные результаты первой пятилетки 35
6.3. Коллективизация сельского хозяйства: причины, методы и социально-экономические последствия 37
6.4. Экономическое развитие Советской России в условиях административно-командной хозяйственной системы (1933-1940 гг.)
40

7. Экономическое развитие Советской России в период реформирования административно-командной хозяйственной системы (1950-60-е годы) 44
7.1. Необходимость, основные направления и последствия административных экономических реформ Н.С. Хрущева (1953-1964 годы) 44
7.2. Хозяйственная реформа 1965 года: необходимость, основные принципы и результаты
49

8. Экономическое развитие Советской России в период кризиса административно-командной хозяйственной системы (1970-1980-е годы) 52
8.1. Формирование кризисной модели советской плановой хозяйственной системы (1970-е – первая половина 1980-х годов) 53
8.2. Экономическое содержание политики «перестройки» второй половины 1980-х годов 55
Заключение
59

Тематика и содержание контрольных работ 62
Библиографический список
66


Министерство образования Российской Федерации

Хабаровская государственная академия экономики и права

В.В. КОЛЬЦОВ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Учебное пособие

Хабаровск 2002
ББК 65.04
Х 12

Кольцов В.В. История экономики России: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2002. - 68 с.

В данном учебном пособии рассматривается история развития основных отраслей российской экономики (промышленность, сельское хозяйство, внутренняя и внешняя торговля, финансы, железнодорожный транспорт), приоритетных экономических районов, отдельных экономических процессов, экономических институтов и категорий (хозяйственный механизм, хозрасчет, бюджет, деньги, налоги, банковский кредит, система управления, цены) в периоды действия различных экономических моделей: доиндустриальная (феодальная) хозяйственная система, рыночная система хозяйствования (модель свободного рынка и модель монополистического рынка), советская плановая хозяйственная система.
Пособие предназначено для студентов дистанционной формы обучения.

Рецензенты:
Е.С. Андреянов – к.э.н., доцент, замдиректора Дальневосточного центра повышения квалификации работников Министерства финансов РФ.
Б.М. Лызов – доцент Хабаровской государственной банковской школы

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве учебного пособия для студентов дистанционной формы обучения

© Хабаровская государственная академия экономика и права, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью данного учебного пособия является систематизация и изложение в кратком виде истории развития основных отраслей российской экономики (промышленность, сельское хозяйство, внутренняя и внешняя торговля, финансы, железнодорожный транспорт), приоритетных экономических регионов, отдельных экономических процессов, экономических институтов и категорий (хозяйственный механизм, система государственного управления, денежное обращение, налоговая система, государственный бюджет, банковско-кредитная система, хозрасчет, цены) в периоды действия различных экономических моделей: доиндустриальная (феодальная) хозяйственная система, предындустриальный (предрыночный) период, индустриальная хозяйственная система (модель свободного рынка и модель монополистического рынка), советская плановая хозяйственная система. В пособии дается также краткий анализ истории проведения в России в 1990-е годы радикальных рыночных реформ.
Важнейшими задачами курса истории экономики России является, во-первых, изучение важнейших закономерностей экономического развития России, особенностей русской национальной экономической модели (природно-климатические условия, географическое положение, военный фактор, особая экономическая роль государства, общинные традиции); во-вторых, разработка возможных вариантов и сценариев использования национального исторического опыта хозяйствования, исторических традиций и менталитета нации в практике рыночного реформирования современной России; в-третьих, развитие у студентов навыков самостоятельного экономического мышления и умения подходить к анализу социально-экономических проблем с учетом исторического опыта и знания и, в-четвертых, формирование исторической и экономической культуры будущего специалиста.
Методологической основой курса истории экономики России является синтез формационных и цивилизационных концепций и подходов к изучению социально-экономической истории.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с программой преподавания дисциплины «История экономики», разработанной на кафедре общеэкономических дисциплин академии, и соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Работа над курсом истории экономики России включает: 1) внимательное изучение учебного материала (тексты лекций по темам), изложенного в данном пособии; 2) ответы на вопросы для самоконтроля (в виде тестов) после содержательной части каждой темы; 3) выполнение контрольной работы.
После каждой темы в пособии приводятся тестовые задания (от 4 до 7 тестов), и студент имеет право свободного выбора для ответа одного теста из предложенных после темы. Таким образом, студент должен ответить на 8 тестов (по одному от каждой темы). Ответы на тесты должны содержаться в конце контрольной работы (после библиографического списка). Для этого студент должен скопировать выбранные тесты и выделить правильный ответ или несколько ответов на вопрос подчеркиванием. Например:
1. Какой вид феодальной земельной ренты преобладал в Киевском государстве?
101. Отработочная рента.
102. Денежный оброк.
103. Натуральный оброк.
Тематика и содержание контрольных работ по дисциплине приведены в соответствующем разделе учебного пособия. Каждому студенту в соответствии с последней цифрой номера его зачетной книжки предлагается на выбор одна из нескольких тем. Например, если номер зачетной книжки оканчивается на «1», то нужно выбрать одну из следующих тем – 1, 11, 21, если на «5», то 5, 15 и т.д. Окончательный выбор темы определяется как учебными и профессиональными интересами студента, так и наличием необходимой литературы в библиотеке.
Контрольная работа должна быть выполнена на компьютере в редакторе Winword и прислана в виде прикрепленного файла по электронной почте преподавателю на проверку. Текст располагается на странице с полями 20 мм. Необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые и подобным работам: шрифт – Times New Roman, размер – 14 pt, интервал – полуторный, объем реферата – 15 000 знаков. Структура контрольной работы: титульный лист (образец оформления титульного листа приводится в пособии), общий план работы, введение, основная часть, заключение, библиографический список, ответы на тесты.
При выполнении контрольной работы основной текст подразделяется на озаглавленные в соответствии с планом части. Заглавия разделов не подчеркиваются, переносы в заголовках не допускаются; заголовок пишется по центру жирным шрифтом прописными (заглавными) буквами. Страницы нумеруются начиная с титульного листа (номер на нем не ставится). На последующих страницах номер проставляется в правом верхнем углу.
Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями и должен содержать не менее 3-5 источников. Примером оформления библиографического списка является библиографический список, предложенный в данном пособии. При выполнении работы можно использовать учебный материал данного пособия, но поскольку ограниченный объем пособия не позволил подробно изложить многие темы, для успешного ответа на тестовые задания и для выполнения контрольной работы рекомендуется использовать приведенный в пособии библиографический список, дополняя перечень источниками, найденными самостоятельно. В качестве источников допускается использовать материалы, найденные в Интернете посредством различных поисковых систем: Yandex, Rambler и др. Ссылки на сайты в Интернет должны указываться в библиографическом списке. Плагиат (выдача чужой работы за свою) не допускается. В работе должны быть сноски на первоисточники. Контрольная работа проверяется преподавателем и допускается к защите, если нет существенных замечаний.
Зачет принимается только при условии выполнения контрольной работы и наличия ответов на тесты, которые необходимо выслать в адрес Центра дистанционного обучения ХГАЭП по электронной почте.

.

Обратно в раздел Экономика и менеджмент







Наверх