Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки



Ефимова Е. Экономика: Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА 7
Тема 1. Предмет и метод экономики 7
1.1. Предмет и функции экономики 7
1.2. Методы экономических исследований 8
1.3. Экономические показатели
10
Тема 2. История развития экономики как науки 13
2.1. Зарождение и развитие экономической науки 13
2.2. Современные экономические теории
16
Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 20
Тема 3. Потребности и ресурсы 20
3.1. Экономические потребности и блага 20
3.2. Производство и факторы производства 23
3.3. Производственные возможности 25
3.4. Проблема выбора и экономические системы
28
Тема 4. Собственность и хозяйствование 32
4.1. Экономические агенты 32
4.2. Собственность как отношение присвоения 34
4.3. Собственность как пучок частичных правомочий
37
Тема 5. Формы собственности 40
5.1. Формы частной собственности 40
5.2. Государственная собственность
43
Тема 6. Рыночная экономика 46
6.1. Товарное производство - условие и предпосылка
существования рынка 46
6.2. Деньги: сущность, функции и виды 49
6.3. Основные черты рыночного хозяйства 52
6.4. Кругооборот товара и денег. Виды рынков
55
Тема 7. Основы теории потребительского поведения 59
7.1. Полезность: общая и предельная 60
7.2. Количественная (кардиналистическая) теория
потребительского поведения 62
7.3. Порядковая (ординалистическая) теория потребительского поведения
65
Тема 8. Спрос и предложение 70
8.1. Закон спроса 70
8.2. Неценовые факторы спроса 72
8.3. Эластичность спроса 74
8.4. Предложение: понятие, факторы, эластичность
77
Тема 9. Рыночное равновесие 82
9.1. Формирование рыночной цены 82
9.2. Нарушения рыночного равновесия 85
9.3. Рыночное равновесие и эффективность
88
Тема 10. Конкуренция и монополия 91
10.1. Конкуренция: сущность и методы 91
10.2. Монополия: сущность, происхождение, типы 95
10.3. Рынок несовершенной конкуренции
97
Тема 11. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства 101
11.1. Экономические последствия монополизации рынка 101
11.2. Государство против монополий
104
Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА 109
Тема 12. Фирма в системе рыночных отношений 109
12.1. Фирма: сущность и основные характеристики 109
12.2. Организационно-правовые формы Фирмы 114
12.3. Объединения фирм
118
Тема 13. Основы теории производства 121
13.1. Производственная функция 122
13.2. Показатели объема производства
125
Тема 14. Издержки производства 128
14.1. Издержки производства: экономические и бухгалтерские 129
14.2. Издержки производства в краткосрочном периоде 131
14.3. Издержки производства в долгосрочном периоде
134
Тема 15. Условия максимизации прибыли 138
15.1. Доходы фирмы 139
15.2. Объем производства, максимизирующий прибыль 142
15.3. Объем предложения отдельной фирмы и рыночное предложение
146
Тема 16. Пофакторные доходы: заработная плата 149
16.1. Рынок труда. Предложение труда 150
16.2. Спрос на труд 153
16.3. Заработная плата в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
155
Тема 17. Пофакторные доходы: рента, процент, прибыль 160
17.1. Земельная рента 160
17.2. Процент на капитал 162
17.3. Прибыль
166
Тема 18. Ограниченность и "провалы" рынка 169
18.1. Обмен, передача прав собственности и трансакционные издержки 169
18.2. Рынок и неопределенность 171
18.3. Внешние эффекты и общественные блага 175
18.4. Рыночное распределение и социальная справедливость
177
Раздел 3. МАКРОЭКОНОМИКА 181
Тема 19. Национальная экономика 182
19.1. Национальная экономика как объект макроэкономического анализа 182
19.2. Национальный объем производства
184
Тема 20. Совокупный спрос и совокупное предложение 194
20.1. Совокупный спрос 194
20.2. Совокупное предложение
198
Тема 21. Потребление, сбережения и инвестиции 202
21.1. Потребление и сбережения 202
21.2. Инвестиционный спрос
206
Тема 22. Макроэкономическое равновесие 210
22.1. Условия макроэкономического равновесия 211
22.2. Изменения в макроэкономическом равновесии
219
Тема 23. Денежный рынок 225
23.1. Масса денег в обращении 225
23.2. Спрос на деньги 228
23.3. Предложение денег 231
23.4. Денежный рынок
234
Тема 24. Макроэкономическая нестабильность 238
24.1. Безработица: понятие, типы, последствия 239
24.2. Инфляция: понятие, виды и методы исчисления 245
24.3. Причины и последствия инфляции
249
Тема 25. Государство в рыночной экономике 253
25.1. Экономические функции современного государства 254
25.2. Государственное регулирование экономики: цели и методы
258
Тема 26. Государственный бюджет 265
26.1. Бюджетная система страны. доходы и расходы бюджета 265
26.2. Теория налогообложения. Налоговая система 269
26.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
276
Тема 27. Фискальная политика государства 284
27.1. Механизм фискальной политики 284
27.2. Виды и эффективность фискальной политики
288
Тема 28. Современная банковско-кредитная система 292
28.1. Кредит: сущность, функции и виды 292
28.2. Коммерческие банки и центральный банк страны
297
Тема 29. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства 303
29.1. Механизм монетарной политики 304
29.2. Виды и эффективность монетарной политики
308
Тема 30. Макроэкономическая динамика 313
30.1. Экономический рост, сущность, типы 314
30.2. Содержание и общие черты экономического цикл
а 321
Тема 31. Переходная экономика 329
31.1. Необходимость и основные направления перехода от плановой экономике к рыночной 330
31.2. Приватизация - необходимое условие перехода к рынку 335
31.3. Роль и функции государства в переходной экономике
338
Глоссарий

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Г. Ефимова
ЭКОНОМИКА
Учебное пособие
Рекомендовано Межвузовским центром экономического образования
Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по неэкономическим специальностям и направлениям
Москва 2005

Рецензенты: В.И. Мазуркевич, зав. кафедрой экономики и управления предприятием Московского государственного университета инженерной экологии, к.э.н., профессор
Д.Е. Сорин, руководитель Центра политэкономических исследований ИЭ РАН, д.э.н., профессор
Ефимова Е.Г.
Е 91 Экономика: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2005. - 368 с.
ISBN 5-276-00580-Х

Учебное пособие содержит систематизированное изложение курса экономики, изучаемого студентами неэкономических специальностей. На основе достижений современной экономической мысли рассматриваются главные вопросы микро- и макроэкономики. Изложение теоретических проблем сопровождается анализом их состояния в современной России. В учебном пособии содержится обширный фактический и статистический материал.
Издание предназначено для студентов дистанционной формы обучения и может быть использовано как самостоятельное учебное пособие или в комплекте с электронной информационно-обучающей системой.

ББК 65.01
© Е.Г. Ефимова, 2005 © МГИУ, 2005 © ИДО, 2005
FEDERAL AGENCY OF EDUCATION
THE MOSCOW STATE INDUSTRIAL UNIVERSITY
INSTITUTE OF DISTANT EDUCATION
Elena G. Efimova
ECONOMICS
Manual
Recommended by the Inter-University Center of Economic Education
of the Ministry of Education of the Russian Federation
as the manual for non-economist students
Moscow 2005

Reviewers: V.I.Mazurkevich, Head of Department "Economics and Management of
Enterprise" of the Moscow State University of Engineering Ecology, Cand.of Econ. sci., Professor
D.E.Sorin, Head of the Center of Politico-Economical Researches of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Doct. of Econ. sci., Professor
Efimova E.G.
Е 91 Economics: Manual. - Moscow: MSIU, 2005. - 368 pp.
ISBN 5-276-00580-X
The manual contains a systematic course of economics studied by students of non economic specialties. Main items of micro- and macroeconomics are considered basing on the modern achievements of economic ideas. Consideration of theoretical problems is accompanied by the analysis of their state in modern Russia. The manual compiles extensive actual and statistical material.
The edition is intended for the distant-learning students and can be used both as an independent manual or together with an electronic informational-training system.
ББК 65.01
© E.G.Efimova, 2005 © MSIU, 2005 © IDE, 2005

Предисловие

Основным доводом в пользу изучения экономики студентами-неэкономистами является то, что экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Все люди вовлечены в сферу экономической жизни (они совершают покупки, получают доходы, платят налоги и т.п.). Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее - работать по найму или организовать собственное дело.
Как писал автор всемирно известного учебника "Экономикс", лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, "для человека, который систематически не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению".
Изучение экономики дает студентам не просто готовые знания в области экономической теории, но формирует экономический образ мышления, знакомит их с методами экономического анализа, необходимыми для понимания экономических процессов и явлений, происходящих в жизни общества. По словам крупнейшего экономиста XX в. Дж. М. Кейнса: "Экономическая теория... является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям".
Учебное пособие должно помочь студентам в самостоятельной работе над курсом экономики. Изложение теоретического материала в нем сочетается с анализом состояния той или иной экономической проблемы в России. Это позволит студентам лучше разобраться в прошлом и настоящем России, понять суть проводимых экономических реформ, перспективы развития экономики России.
Наряду с теоретическим материалом учебник содержит вопросы для самоконтроля, ответы на которые способствуют пониманию изучаемого материала. Выводы в конце главы позволяют обобщить изученный материал.
Книга может использоваться как самостоятельное учебное пособие или в комплекте с электронной информационно-обучающей системой.

Foreword

Economics investigates problems which concern all people with no exception and this is the major argument for the benefit of studying economics by non-economist students. All people are involved in the sphere of economics (shopping, receiving incomes, paying taxes, etc). Everyone sooner or later is to answer the questions: what does the salary depend on, what is the reason of price growth, why living standarts differ in different countries, what is more preferable - to be hired or organize own business?
According to the author of the world famous textbook "Economics", Nobel prize winner P. Samuelson, the person who did not regularly study the economic theory should suffer difficulties not only in answering these questions, but even attempting to consider them in the proper way, and this person resembles a deaf person, trying to estimate a piece of music.
Studying economics gives students not only ready knowledge in the field of economic theory, but provides them with economic mentality, acquaints them with methods of economic analysis necessary for understanding the economic processes and phenomena of social life. According to the greatest economist of the XX century. J.M. Keynes the economic theory is more likely a method, rather than a doctrine, intellectual tool, method of thinking, helping those who possess it to come to correct conclusions.
The manual should help students in self-sufficient study of economics. The theoretical material in this manual is combined with the analysis of economic problems in Russia. It will allow students to better understand the past and the present of Russia, essence of economic reforms, as well as the prospects of development of Russian economy.
Alongside with theoretical material, the textbook contains questions for self-testing, answers to which promote understanding of material studied. Conclusions at the end of the chapter allow to generalize the material.
The book can be used as an independent manual or together with electronic informational-training system.

.

Обратно в раздел Экономика и менеджмент







Наверх