Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки




Все книги автора: Адорно Т. (8)

Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. (Философия искусства)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ИСКУССТВО, ОБЩЕСТВО, ЭСТЕТИКА
Утрата самоочевидности искусства ............................................................... 5
К вопросу о происхождении ........................................................................... 7
Истинное содержание и жизнь произведений .............................................. 8
Об отношении между искусством и обществом........................................... 10
Критика психоаналитической теории искусства .......................................... 15
Теории искусства Канта и Фрейда ................................................................. 17
«Наслаждение искусством»............................................................................ 22
Эстетический гедонизм и счастье познания ................................................. 24


СИТУАЦИЯ
Распад материалов........................................................................................... 27
Разыскусствление искусства; к критике индустрии культуры .................... 28
Язык страдания................................................................................................ 31
Философия истории нового ............................................................................ 32
К проблеме инвариантности; эксперимент (I).............................................. 37
Защита «измов» ............................................................................................... 39

«Измы» как секуляризованные школы .......................................................... 40
Осуществимость и случайность; современность и качество ...................... 42
«Вторая рефлексия» ........................................................................................ 43
Новое и длительность ..................................................................................... 43
Диалектика интеграции и «субъективный пункт......................................... 46
Новое, утопия, негативность .......................................................................... 51
Современное искусство и индустриальное производство........................... 52

Эстетическая рациональность и критика ...................................................... 54
Канон запретов................................................................................................. 55
Эксперимент (II). Серьезность и безответственность.................................. 58
Идеал «черноты» ............................................................................................. 61
Отношение к традиции ................................................................................... 63
Субъективность и коллектив .......................................................................... 64
Солипсизм, миметическое табу, совершеннолетие ...................................... 65
Профессия ........................................................................................................ 67
Выражение и конструкция .............................................................................. 68


О КАТЕГОРИЯХ БЕЗОБРАЗНОГО, ПРЕКРАСНОГО И ТЕХНИКИ
О категории безобразного ............................................................................... 71
Социальный аспект и философия истории безобразного ............................ 74
О понятии прекрасного ................................................................................... 78

Мимесис и рациональность............................................................................ 81
О принципе конструкции................................................................................ 86
Технология ....................................................................................................... 88
Диалектика функционализма.......................................................................... 91


ПРИРОДНО-ПРЕКРАСНОЕ
Приговор природно-прекрасному.................................................................. 93
Природно-прекрасное как «выход из рамок................................................. 94
О ландшафте культуры.................................................................................... 96
Прекрасное в природе и в искусстве неразрывно......................................... 98
Опыт природы исторически деформирован................................................ 101

Эстетическое восприятие, рассматриваемое аналитически ...................... 103
Природно-прекрасное как прерванная история.......................................... 104
Определенная неопределенность................................................................. 106
Природа как шифр умиротворенного .......................................................... 108
Метакритика гегелевской критики природно-прекрасного ........................110
Переход от прекрасного в природе к прекрасному в искусстве ................. 114


ПРЕКРАСНОЕ В ИСКУССТВЕ: АППАРИЦИЯ, ОДУХОТВОРЕННОСТЬ, НАГЛЯДНОСТЬ
«Больше» чем видимость............................................................................... 116
Эстетическая трансцендентность и расколдовывание................................117
Просвещение и священный трепет ............................................................... 118
Искусство и то, что ему чуждо..................................................................... 120
Несуществующее........................................................................................... 122
Образный характер ........................................................................................ 124
«Взрыв» .......................................................................................................... 125
Коллективное содержание образа ................................................................ 127
Искусство как духовное явление.................................................................. 129

Имманентность произведений и гетерогенность ....................................... 132
Об эстетике духа у Гегеля............................................................................. 134
Диалектика одухотворения........................................................................... 136
Одухотворение и хаотичность...................................................................... 139
Апоретическая наглядность искусства........................................................ 140
Наглядность и понятийность; вещный характер ........................................ 144


ВИДИМОСТЬ И ВЫРАЖЕНИЕ
Кризис видимости ......................................................................................... 149
Видимость, смысл, tour de force ................................................................... 155
О спасении видимости; гармония и диссонанс .......................................... 158
Выражение и диссонанс................................................................................ 162

Субъект — объект и выражение................................................................... 164
Выражение как характер языка .................................................................... 165
Господство и понятийное познание ............................................................. 167
Выражение и мимесис................................................................................... 168
Диалектика внутреннего мира; апории выражения.................................... 170


ЗАГАДОЧНОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ, МЕТАФИЗИКА
Критика и спасение мифа ............................................................................. 174
Миметическое и нелепое .............................................................................. 175
Cui bono?......................................................................................................... 176
Загадочность и понимание............................................................................ 177
«Ничто не остается неизменным................................................................. 180
Загадка, письмо, интерпретация .................................................................. 183
Интерпретация как подражание ................................................................... 184
«Блок»............................................................................................................. 185
Прерванная трансцендентность ................................................................... 186

Загадочность, правдивость, абсолютность ................................................. 187
Об истинности художественных произведений ......................................... 188
Искусство и философия; коллективное содержание искусства ................ 191
Истина как видимость очевидного .............................................................. 193
Мимесис смертельного и примирения ........................................................ 195
Метексис мрачного........................................................................................ 198


ГАРМОНИЧНОСТЬ и смысл
Логичность ..................................................................................................... 200
Логика, причинность, время ......................................................................... 202
Целесообразность без цели .......................................................................... 204
Форма.............................................................................................................. 206
Форма и содержание...................................................................................... 210
Понятие артикуляции (I)............................................................................... 214

К понятию материала .................................................................................... 216
К понятию материи; интенция и содержание ............................................. 218
Интенция и смысл ......................................................................................... 221
Кризис смысла ............................................................................................... 223
Понятие гармонии и идеология замкнутости ............................................. 229
Утверждение .................................................................................................. 232
Критика классицизма .................................................................................... 234


СУБЪЕКТ — ОБЪЕКТ
Двойственное значение субъективного и объективного;
об эстетическом чувстве ....................................................................... 238
Критика кантовского понятия объективности ............................................ 240
Трудное равновесие ................................................................................ 242
Языковой характер и коллективный субъект .............................................. 243
К диалектике субъекта и объекта ................................................................. 246

Гений............................................................................................................... 247
Оригинальность ...................................................................... 250
Фантазия и рефлексия ................................................................................... 251
Объективность и овеществление ................................................................. 254


К ТЕОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Процесс эстетического опыта; произведение как процесс........................ 256
Преходящее .................................................................................................... 259
Артефакт и генезис........................................................................................ 260
Художественное произведение как монада и его имманентный анализ .. 262
Искусство и художественные произведения ............................................... 264
История как структурообразующий момент произведений; что значит понятность....... 266
Принуждение к объективации и диссоциирование.................................... 267
Единство и множественность....................................................................... 271
Категория интенсивности ............................................................................. 273

«Почему произведение по праву называют прекрасным?» ....................... 274
Глубина........................................................................................................... 276
Понятие артикуляции (II).............................................................................. 277
К дифференциации понятия «прогресс» ..................................................... 278
Развертывание производительных сил ........................................................ 280
Изменение произведений.............................................................................. 281
Интерпретация, комментарий, критика ....................................................... 282
Истинное содержание произведения с исторической точки зрения; возвышенное в природе и искусстве...... 283
Возвышенное и игра...................................................................................... 286


ВСЕОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Номинализм и упадок жанров ...................................................................... 290
К вопросу об эстетике жанров в античности .............................................. 294
К философии истории общепринятых норм и правил ............................... 295
К понятию стиля............................................................................................ 298
Прогресс в искусстве..................................................................................... 301

История искусства как неоднородный процесс .......................................... 303
Прогресс и овладение материалом............................................................... 305
Техника ........................................................................................................... 308
Искусство в индустриальную эпоху ............................................................ 313
Номинализм и открытая форма.................................................................... 317
Конструкция; статика и динамика................................................................ 320


ОБЩЕСТВО
Двойственный характер искусства: fait social и автономия; к вопросу
о фетишизме............................................................................................ 325
Рецепция и производство.............................................................................. 329
Выбор материала; художественный субъект; отношение к науке............. 332
Искусство как образ поведения.................................................................... 335
Идеология и истина ....................................................................................... 336
Вина................................................................................................................ 338

О рецепции нового искусства....................................................................... 339
Взаимосвязь искусства и общества.............................................................. 341
Критика катарсиса; китч и вульгарность..................................................... 343
Отношение к практике; воздействие, переживание, потрясение .............. 348
Ангажированность ........................................................................................ 355

Эстетизм, натурализм, Беккет ...................................................................... 358
Против управляемого искусства .................................................................. 361
Возможность искусства сегодня .................................................................. 362
Автономия и гетерономия............................................................................. 364
Политический выбор..................................................................................... 366
Прогресс и реакция ....................................................................................... 369
Искусство и нищета философии .................................................................. 372
Первостепенное значение объекта и искусство.......................................... 373
Проблема солипсизма и ложное примирение ............................................. 374


PARALIPOMENA ..................................................377
(ценность эстетики) .................................377
(защита "измов) ........................................387
(видимость искусства) ............................398
(целесообразность искусства) ..............411
(контекст искусства) ................................422
(законы искусства) ...................................439

Теории происхождения искусства................................................................ 462

РАННЕЕ ВВЕДЕНИЕ................................................471
Устаревшее в традиционной эстетике .......................................................... —
Изменение функции наивного ...................................................................... 476
Традиционная эстетика и современное искусство непримиримы ............ 480
Истинность и фетишизм произведений искусства..................................... 483
Принуждение к эстетике ............................................................................... 484

Эстетика как убежище метафизики ............................................................. 487
Эстетический опыт как объективное понимание ....................................... 490
Имманентный произведению анализ и эстетическая теория .................... 494
К диалектике эстетического опыта .............................................................. 495
Всеобщее и особенное .................................................................................. 497
Критика феноменологического исследования происхождения................. 499

Отношение к гегелевской эстетике .............................................................. 500
Открытый характер эстетики; эстетика формы и содержания (I)............. 501
Эстетика формы и содержания (II); нормы и принципы ........................... 504
Методология, «вторая рефлексия», история ............................................... 506
Послесловие немецких издателей........................................................... 510

Примечания..........................................................................................517
Указатель имен................................................................................... 519

 

Издательство «Республика» Москва 2001
Theodor W. Adorno ASTHETISCHE THEORIE
Hrsg. von Gretel Adorno und Rolf Tiedemann. 13. Aufl. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995.
Перевод с немецкого А. В. Дранова
Die Herausgabe dieses Werkes wurde aus Mitteln von Inter Nationes, Bonn, gefordert.
Издание этого произведения осуществлено при финансовом содействии Inter Nationes, Бонн.
Адорно В. Теодор. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. — М.: Республика, 2001. — (Философия искусства). — 527 с ISBN 5—250—01806—8
Выдающийся немецкий философ Теодор В. Адорно (Визенгрунд-Адорно) (1903— 1969) — один из главных представителей Франкфуртской школы, автор многих работ по проблемам культуры, искусства, литературы, теории познания, философии морали, социологии, музыкальной критики. «Эстетическая теория» — последняя большая работа Адорно, один из наиболее значительных трудов в современной западной философии искусства. Адорно рассматривал его как итог всей своей творческой жизни.
На русском языке книга издастся впервые и адресуется читателям, интересующимся проблемами современной эстетики, спецификой искусства и его историческими судьбами.

Обратно в раздел культурология





Наверх